пятница, 19 октября 2012 г.

Ребенок не может запомнить времена года, дни недели, части суток…


Часто родители жалуются, что дети путают весну и осень или не могут вообще запомнить времена года, не называют дни недели.
Временные отношения в силу своей абстрактности, а так же небольшого жизненного опыта ребенка, наиболее трудны для детского восприятия.
Перед нами, взрослыми, стоит задача – развить у ребенка чувство времени. Лучше это делать через игры, быт
овую деятельность, рисование, аппликацию, лепку, а также через наблюдение. Постарайтесь задействовать все органы чувств ребенка.
1. Я предлагаю для детей вот такие карточки-схемы, обозначающие природные явления, приметы времен года:


С их помощью ребенку легче разобраться с изменениями в природе, можно составить рассказ о любом времени года. Например, об осени (берем солнышко среднего размера(2 карточка), ветер(4), дерево с опадающими листьями (8), дождик, улетающие птицы, опавшие листья (10-12):
Наступила осень. Солнце опустилось ниже, греет слабее. Стало холодать, подул холодный осенний ветер. Пошел мелкий, моросящий дождь. Листья на деревьях пожелтели, покраснели и стали опадать. Начался листопад. Перелетные птицы улетают в теплые края.
Ребенок может расставить карточки и в другой последовательности.

2. Так же можно вместе с ребенком составить такую схему:

Здесь: верхняя линия – времена года, вторая линия – месяцы, каждый месяц делится на недели (4 недели и маленький «хвостик», покажите ребенку это в календаре), неделя – на дни.
Нарисуйте подобную схему вместе с ребенком, пусть он выбирает цвета с вашей помощью. Рассуждайте вместе с ним так: Какое время года самое холодное? Какой цвет холодный? А в какой бы цвет раскрасил ты? Красным может оказаться и лето, а весна стать голубой. Дни недели, вы уже обратили внимание, повторяют цвета радуги.

3. Подберите сюжетные картины или репродукции известных художников, которые достаточно правдоподобно изображают времена года. Используя их, попросите ребенка разложить картинки по порядку, начиная с зимы, весны и т.д., придумать рассказ по картине, рассказать приметы соответствующего времени года. Спросите, какое время года больше всего нравится ему, почему? И другое.

4.   Для запоминания месяцев и их примет вам помогут такие картинки [Поддьяков Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Н.Н. Поддьяков, С.Н. Николаева, Л.А. Парамонова и др.; Под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сохина. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1988. – 192с. : ил. – (Б-ка воспитателя дет. сада)]:

 Такие картинки можно использовать для самодельного лото, бесед с ребенком о каждом месяце или, объединив, по сезонам, а так же для составления рассказов, загадок или придумывания сказок.













5.  Используйте загадки, которые рассказывают о приметах [1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Составители Н.В. Елкина, Т.И. Тарабарина. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», - 224., ил. – (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»)]:


Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

Снег на полях,
Лед на водах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?

Была белая да седая,
Пришла зеленая да молодая.
(Зима и весна).

Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?

Я раскрываю почки
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движения полна.
Зовут меня …

Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает.
Когда это бывает?

Дождик с самого утра
Птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает…
Когда это бывает? [интернет ресурс]

Ветер листья метет,
Мелкий дождик идет,
Птицы улетают…
Когда это бывает? [Руковишникова Н.В.]


6.  Рассказывайте и заучивайте с ребенком стихи, читайте рассказы:


Дождик. З. Александрова
К нам на длинной мокрой ножке
Дождик скачет по дорожке.
В лужице - смотри, смотри! –
Он пускает пузыри.
Если лужицы нальются,
Так и хочется разуться,
Побежать и потрясти
В теплом дождике кусты ...
Дождь плясал по огороду,
Поливал на грядки воду,
Тучу-лейку перенёс,
Напоил в полях овёс.
Сохнут вымытые чисто
Лопухов большие листья.
Значит, очень хорошо,
Что сегодня дождик шёл!

Осень-художница
Повязала осень пестрый фартук,
И ведерки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по парку,
Листья позолотой обвела.

И.Бунин (отрывок из поэмы)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...


 Фантазируйте, пробуйте, выдумывайте, творите! И у вас обязательно все получится! Успехов вам!

Комментариев нет:

Отправить комментарий