понедельник, 17 сентября 2012 г.

Мой ребенок не говорит


Речь – это важнейшая прерогатива человека, без нее нет мышления, нет дальнейшего движения вперед. Сначала мышление ведет за собой речь, затем речь ведет за собой мышление. Это аксиома! Без слов вы может указать на предмет и вас поймут, но объяснить что такое весна, вдохновение без них будет сложно.
«Моему ребенку уже год (два или пять), а он не говорит. Почему?» Ко мне часто обращаются родители с подобными вопросами. Однозначного ответа нет.
Приведу несколько примеров из практики.

Обратилась мама девочки (возраст 2,5 года, допустим Маша): «Моя дочь не говорит…» Я предложила попробовать привести ребенка на развивающие занятия, одним из условий было обязательное присутствие мамы. Девочка оказалась очень контактная, развитая. Она с удовольствием собирала пирамидки, крупные пазлы, вкладыши. Особенно ей понравилось лепить и рисовать. Но самым интересным оказалось, что Маша говорит! Причем предложениями: «Дай кубик. Хочу еще рисовать».
Мама Маши все это время сидела молча, только наблюдая. Я обратила ее внимание, на речь ребенка. В процессе дальнейшей беседы мы выяснили, что темпераменты мамы (а так же других членов семьи) и дочери не совпадают: мама говорит громко, часто торопливо, а девочка тихо и медленно.
Вместе мы выработали два основных правила дальнейшего общения с Машей в семье:
1)     разговаривать тише и медленнее;
2)     давать ребенку высказаться.
Дальнейшее развитие не вызывало больше вопросов, в настоящее время Маша успешно учиться в школе.

Мама Артёма подошла ко мне на детской площадке: «Тёме уже три, а он только мычит». Я стала наблюдать за мальчиком в процессе игр и общения с окружающими, а потом мы встретились на подгрупповом занятии. Малыш был мало общителен, на лице, в его глазах часто читался испуг. Мама рассказала, что сама она работает, а с Тёмой в основном остаётся бабушка-свекровь. В процессе беседы я сделала неприятный вывод: бабушка авторитарный человек, она слишком подавляет малыша, мало того, мальчик-левша, а ему было насильно запрещено работать левой рукой.
Конечно, получить доверие Тёмы было не просто: первые несколько занятий он самостоятельно играл, не вступая в контакт со мной и другими детьми, общался только с мамой. Постепенно мы подружились и стали вместе играть, а самое главное мы стали возвращать в работу его левую руку и формировать  доверие к окружающим. Да! Руку мы именно возвращали: она сначала была, как неживая, я, ласково поглаживая, вкладывала в его левую ладошку игрушки, организовывала игры с участием обеих рук. Тёма, как считала мама, не любил рисовать, на самом деле ему нравился процесс «малевания», но использовал он тёмные цвета, стоило их убрать, малыш смешивал оставшиеся, добиваясь любимого оттенка. На самом деле чёрный цвет – самый красивый, он ведь совмещает все цвета, но это отступление. Постепенно мальчик стал произносить обрывки слов, слоги. По итогам занятий мама получала рекомендации, дала выводы сама. Она училась общаться с сыном.
По семейным обстоятельствам им пришлось уехать на месяц в другой город.
А перед Новым годом в моей квартире раздался неожиданный звонок в дверь: пришла радостная мама Артёмки, у нее в руках была пачка рисунков ее сына. И это была уже не черно-коричневая роспись, а почти аккуратно раскрашенные всеми цветами радуги картинки. Не только это вызывало гордость мамы: «Он начал говорить!» Потом я встретила их на улице уже ближе к весне. Вместо «здравствуйте» Артём от всплеска эмоций ткнул пальцем в пробегающее мимо животное и сказал: «Кот!». Потом он стал еще что-то тараторить, но это уже было не важно…

Кристина обратилась ко мне по рекомендации: сыну было уже 4, а он молчит. Мама находилась в отпуске по уходу за 7-месячной сестричкой Мити, дети часто болели. Войдя в их положение, я пришла к ним в «гости» с намерением обследовать состояние речи мальчика и развитие. Мои предложения сложить матрешку, пазлы, вкладыши, показать что-либо на картинках не увенчались успехом: мальчик пытался мне показать свои игрушки, при этом он что-то безостановочно лопотал. Мама сидела рядом и хихикала, на что я ей сделала замечание, пока Митя ходил за новой игрушкой. Я провела с мальчиком 2,5 часа, в итоге просто слушая абракадабру и иногда, делая вид, что понимаю, поддакивала.
Мы разговорились с мамой и оказалось, что она не знала, что с ребенком нужно РАЗГОВАРИВАТЬ с рождения, а желательно и до него. «Зачем? Он же не понимает!» Конечно, я переубедила ее.
Второе занятие, к которому я тщательно подготовилась, прошло почти так же как и первое. Я была огорчена.
Следующего занятия я ожидала с некоторым напряжением. Прямо с порога Кристина восторженно сказала: «Он говорит!» Я не придала ее словам особого значения. Мы стали заниматься с мальчиком. Он действительно говорил!! Не просто обрывками, словами, фразами, а предложениями!! Правда, очень торопливо. Глаза мамы, да и мои, впрочем, сияли!

Конечно, были и другие истории, где без помощи медиков не обошлось. За это им большое спасибо!
Итак: 1. Разговаривайте с ребенком.
2. Учитесь слушать и слышать своего малыша, находите время для общения с ним.
3. «Речь находится на кончиках пальцев». Развивайте мелкую моторику. В этом возрасте не имеет значения какой рукой он будет действовать, разделение на правшей и левшей произойдет после четырех-пяти лет, а может он будет амбидекстром, впрочем, какая разница правша-левша?
4. Если ребенок не говорит, обратитесь к специалисту, помните консультация логопеда входит в обязательный комплексный осмотр детей, который проводится в преддошкольный период (в 3 года или при поступлении в детский сад), за год до поступления в школу (5-6 лет), перед поступлением в школу (6-7 лет) и т.д. уже в школе. Это обязательная предупредительная мера. Если такая консультация вас не удовлетворила, ищите альтернативу, не ждите, пока «он сам заговорит».

Комментариев нет:

Отправить комментарий