воскресенье, 16 сентября 2012 г.

Питание детей


Одна из тем, которая волнует родителей – это детское питание. Мы есть то, что мы едим – бесспорное утверждение. Тем более дети, они растут, и их питание должно содержать все необходимые до развития компоненты.
Просматривая раритетные книги «О вкусной и здоровой пище» и «Детское питание», изданные еще в Советском Союзе, я пришла к выводу, что детское питание того времени, без спорно, было исследовано, разработано и апробировано. Но, пусть меня, если не права поправят специалисты, состав того детского питания был продиктован временем – большое содержание углеводистой пищи и мало белков. Скажу честно – я не профессионал, и могу в чем-то ошибаться.
Как обычный человек, я прочитала много литературы, в основном популярной по этому вопросу. Наиболее достойной из прочитанного мною, считаю книгу основателя валеологии (науки о здоровье) И.И. Брехмана, с одноименным названием.
В настоящее время поднимается много вопросов по организации питания, споры о его состава и пользе продуктов. Хочу поделиться своими выводами:
·        Детский рацион должен включать все продукты, исключение может быть продиктовано только состоянием здоровья ребенка, а количество его возрастом.
·        Пища должна быть свежей и эстетично выглядеть. В Японии в детских садах питание не предусмотрено, и каждая мама дает малышу бэнто, которое должно содержать не менее 24 ингредиентов и вызывать эстетическое наслаждение у ребенка.
·        Исключается жареное.
·        Она не должна содержать много специй, исключать искусственные консерванты, красители, глутамат натрия и др. Даже в Китае и Тайланде детская еда отличается от взрослой: она неострая, часто отварная.
·        До года – полутора лет ребенок получает измельченную пищу, постепенно привыкая жевать. После 1 года лучше измельчать мясо в блендере, все остальное вилкой, что бы у малыша была необходимость жевать, развивая, таким образом, в том числе и артикуляционный аппарат. В дореволюционной России в деревнях твердую пищу начинали вводить с появлением зубов у малыше, вилок не было и мать сначала сама пережевывала, позже разминала еду ложкой. Кстати, вместо соски использовался мякиш ржаного хлеба, завёрнутый в тряпицу и обмакнутый в молоке (витамины группы В, кальций и холестерин, так необходимые растущему организму).
·        Красивые баночки из магазина – это здорово! Но всегда ли хорошо это для малыша? С полутора лет ребенок получает обычную пищу – он уже умеет жевать!! Вот здесь и стоит задуматься, а иногда бить тревогу. Соска и пустышка уже становятся недругами, а постоянно только пюреобразная пища врагом. В моей практике были случаи, когда в 2-3 года ребенок не мог есть ложкой, только пить из бутылки или начинал давиться, если еда с кусочками. При этом не развивается речь, часто дети не говорят или их речь не соответствует возрасту.
·        Ребенок ест только суп или не ест. Не стоит делать из этого трагедии, значит, пусть будет только суп или «второе» блюдо, только учтите количество и его калорийность. Бульоны не всегда бывают полезны. Фантазируйте! Не ест творог – замените биойогуртом, баклажаны – добавьте их в мясной фарш к котлетам и т.д.
·        Садитесь за стол вместе с ребенком. Подавайте ему пример, наслаждайтесь пищей и таким способом общения вместе! «Когда я ем – я глух и нем,» – хорошая пословица, но добавлю, только с полным ртом! А приятная, спокойная беседа во время еды только приветствуется!
·        Есть нужно, медленно пережевывая. Через 20 минут после начала поступления пищи в желудок – усвоенные питательные вещества (глюкоза) поступают в головной мозг и организм человека получает команда: я сыт! 20 минут – это достаточно много, бывают и меланхоличные натуры, но…

Если ребенок очень медленно есть? Этому тоже может быть несколько причин:
1)    банальные – еда не нравится ребенку (сухая, пересолена и т.д.), ребенок неголоден (часто отсутствует режим дня – питание не по времени, перекармливание, кусочничество);
2)    рассеянность внимания, ребенка постоянно что-то отвлекает от процесса (создайте соответствующую среду, выработайте вместе с ним правила);
3)    ему тяжело жевать, а это уже серьезная проблема, с ней стоит обратиться к педиатру, неврологу, логопеду, мануальному терапевту.

Комментариев нет:

Отправить комментарий